...МЫСЛИ - КРЫЛЬЯ ДУШИ . П.Буаст.

четверг, 10 января 2008 г.

Портфолио. Из опыта работы.


Чего только не придумает учитель и на какие уловки не пойдёт, чтобы сохранить мотивацию детей, поддержать «ученическое» желание «хочу всё знать». Идея попробовать метод «портфолио» в работе возникла у меня, когда закончила курсы DigiTiiger. Ведь интересно приобретённые знания проверить на практике.
Впервые познакомилась с словом, когда моей дочери в конце года выдали её рисунки, собранные в одну папку. Пред летним отдыхом такой «портфель» работ стал уже доброй традицией как некий итог активной деятельности ребёнка в детском саду. Тогда у меня и проявился интерес к слову.
«Портал, портативный, портрет, портик, портмоне, портупея, портшез, портье, портьера, портфель, наконец. Не так много слов в русском языке, созвучных «портфолио». А слов на-о и того меньше. На ум шли лишь «пузо», «железо», «авизо».
Обратилась к словарю и выяснила, что…
Портфолио (англ. portfolio портфель, папка для важных дел или документов) - собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста (обычно художника, архитектора, фотографа, фотомодели и др.)
В наше время слово «портфолио» уже расширило границы своего значения. Сейчас это не только «представление о возможностях…», но и некое досье личностных достижений самого человека, своеобразная форма его духовного роста, такой необычный «творческий портфель», оригинальная самопрезентация – креатив.
Ныне портфолио имеют и дизайнеры, и журналисты, и операторы, и рекламщики, и спортсмены. Активнее всего применяется портфолио в модельной индустрии. С недавнего времени портфолио создают и школьники, которые собирают в отдельную папочку школьные дипломы, грамоты, интересные творческие работы.
На уроках русского языка я предложила шестиклассникам создать рукотворное тематическое портфолио, благо по программе готовились изучать лексикологию. И через некоторое время мои ученики собрали целую коллекцию собственных работ на тему «Лексика и фразеология». У нас получился свой «портфель» знаний, в пополнении которого "участвовали"
www.gramota.ru
www.wikipedia.ru
www.linnamae.tln.edu.ee/les
www.mikrovarei.com
и др.
Начинали работу с постановки собственных целей. Раздумывая над ними, ребята использовали таксономию Блума, напомнить себе её можно здесь.

Привожу лишь некоторые учебные цели , у каждого они были свои.
узнать, в чём заключается лексическое богатство русского языка.
уметь объяснять значение слов
научиться писать словарную статью
знать понятия темы «Лексикология».
разобраться и понимать фразеологизмы
научиться писать сочинения, этюды, диктанты.
научиться обрабатывать материал, красиво оформить работу
не путать заимствованные и исконно русские слова
уметь подобрать правильное слово в диалоге, когда это нужно
знать значения слов, чтобы их правильно применять в речи.
уметь собрать и обработать материал для определённой цели.
понять, как правильно говорить и использовать слова.
По мере знакомства с новой информацией портфолио пополнялось. Выполнялись очень разные работы. Ученики ломали голову над грамматическим рассказом, «крутили» лексическое колесо, рисовали схемы, заполняли таблицы, придумывали акронимы различных тематических понятий. Допустим, такой фразеологический акроним собственного имени:
Е - ежовые рукавицы
Л - лапти сосать
Е - ещё и конь не валялся
Н - ни пуха ни пера
А - а Васька слушает и есть


« Трудно понять,- писала в рефлексии одна из шестиклассниц, - что слова в русском языке могут употребляться в прямом и переносном смысле». Предложила ребятам небольшое исследование тропов бессмертной повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Как оказалось, работа над выразительными средствами языка стала для ребят и трудной, и интересной. Трудной потому, что лишь единицы обнаружили метафору и честно признались мне в этом. Многие, посидев над повестью, поняли, зачем нужно изучать тропы. Вот цитата из итоговой работы одной из шестиклассниц: «Чтобы украсить и сделать необычной нашу речь, мы выучили тропы - метафоры, олицетворения, эпитеты»
Осмысливая такие литературоведческие понятия, как композиция, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, написали свои рождественские рассказы. Почитать их можно здесь.
Прилагательное "красивый" заставило заглянуть в словарь синонимов . Посмотрели и удивились: оказалось у этого слова их больше ста . Возникла идея написать этюд о Красоте. Вот один из таких этюдов.
День в лесу.
Наступило восхитительное утро. Солнышко своими симпатичными лучиками озаряло всё вокруг. Все прелестные зверушки уже проснулись и ждут, пока красное солнышко взойдёт так, чтобы всё его круглое личико было видно. Наступил чудный день. Слышатся шаги. Это идёт лосиха со своим прелестным, обворожительным лосёнком. Папа лось идёт впереди и расчищает дорогу от ветвей своими прекрасными ветвистыми рогами. Краса-белочка уже хлопочет: прыгает с ветки на ветку и собирает побеги, причём не задевая ни одну из них своим красивым хвостом. Вдруг она изящно прыгнула и скрылась в лохматых ветвях ели. Грациозно бежит волк, видимо, несёт волчице и щенкам вкусную еду на завтрак. Нарядная рыжая косуля мило поедает травку, пригожий зайка, мчась от услышанного шороха, стремительно скрылся в лесу. Лес выглядит очень живописно, когда каждый миловидный и изящный зверёк при своём деле. (Элина)
Ребята писали «Историю интересного слова», составляли словарик компьютерного сленга, «переводили» текст, написанный компьютерным сленгом на литературный русский. Пришли к выводу, что на сленге говорить интересно, но непонятно, поэтому лучше использовать выражения ясные всем, поскольку быть понятым для любого человека – это важно. «Разговаривать на литературном языке намного приятнее и удобнее»(Ольга)
Работа над портфолио разбудила интерес к своему языку у некоторых ребят, и они уже самостоятельно включили в свою папку рубрику «Это интересно», различные кроссворды.
Особым любопытство «прониклись» к фразеологии.
Состоялся даже фразеологический турнир, где учащиеся соревновались в знании фразеологизмов и их использовании в речи.
Раскрыть выразительность идиом помогла и "фразеологическая" характеристика человека.
Моя лучшая подруга.
«Моя лучшая подруга – очень хороший человек. Она трудолюбива, и если берётся за что-либо, то выполняет его не на страх, а на совесть. Подруга вкладывает душу в любое своё дело. Всё горит в её руках. Ещё она никогда не сердится, нужно постараться, чтобы довести её до белого каления. … Вообще моя подруга – тёртый калач…».
Или …
«Плохой человек обычно заколачивает баки или втирает очки другим людям. Вместо того чтобы заняться полезным делом, валяет дурака. …Всё он делает в час по чайной ложке…. Всех своих близких он доводит до белого каления. Родственники ждут у моря погоды, надеясь, что он изменится, и напрасно. Родители дерут его как сидрову козу. Такого человека нужно держать в ежовых рукавицах!...»
Время летело, и, наконец, - итоговая работа. Я попросила поделиться впечатлениями от проделанного, оценить свою деятельность, себя, прежде всего. Конечно, писать рефлексию шестиклассникам ещё сложно, но мы " в пути"...
« Изучая тему, я понял, что русский язык очень богат. До этого я не задумывался, что такое язык, кроме произношения и правил. Но изучив лексикологию, я понял, что наш язык богат и это заставило меня гордиться свои родным языком». (Саша)

« Научился разбираться в словарях и с толком их использовать. (Сергей)

«Портфолио - это важная вещь для людей, которые хотят научиться правильно говорить слова… Больше всего мне понравилось писать рассказ , мне кажется , что самое интересное открыть в себе душу и ещё я люблю фантазировать» (Катя)

«Фразеологический турнир - это классно. Узнал много новых фразеологизмов. Писал рождественский рассказ. На время стал писателем, и мне понравилось» (Саша).

« Работа над данной темой научила меня пользоваться толковым словарём. Раньше я брала толковый словарь и не знала, как в нём искать слова и сидела над ним, искала нужное мне слово очень- очень долго. Зато теперь, беря словарь, я моментально пролистываю все страницы и нахожу нужное слово. Теперь я знаю больше десятка словарей, что пригодится мне в будущем. (Кристина)

«Мы применяли на практике все правила по этой теме: писали, читали, изучали, обосновывали, рассказывали, докладывали по теме «Лексика и фразеология». Сначала у меня не очень получалось, но через 2-3 урока я «щёлкала темы как орешки»… Подвести итог изучения этой темы я могу фразеологизмом «я знаю тему назубок» (Катрин)

« Раньше не любила писать сочинения, теперь мне очень нравится. Буду пользоваться этой папкой, ведь в ней столько полезного» (Настя)
" Узнала, что в лексике как в зеркале отражается жизнь народа. Полезная и весёлая работа.(Карина)

" Не стали открываться значения таких слов, о которых я даже не слышала. Мне понравились все творческие работы, потому что из каждой работы можно выделить главное, что можно усвоит и вынести главное. Также понравился творческий подход ...различные интересные и многосторонне-развивающие задания, а не тупое заучивание различных правил, простое написание чего-либо."(Элина)

“Хочу знать много крылатых выражений. Это портфолио научило меня разнообразнее думать и говорить. Составлять портфолио очень полезно и привлекательно"(Катя)

«В первую очередь, узнала, что такое портфолио. Портфолио – это своего рода папка. Обязательным условием составленя папки было посторение целей" (Настя)

Любая работа - это труд, поэтому имеет свои плюсы и минусы. И у нас они тоже есть.
Наши "плюсы":
• Поняла, что учимся не ради учительницы, а ради себя
• Научился собирать свои мысли
• Поняла, что если ставить перед собой больше целей, то тогда сильнее хочется их достигнуть
• Стал чуть-чуть умнее, могу создавать умные предложения и развил свою речь
• Узнал много словарей
• Самое главное -научилась размышлять
• После работы над портфолио я стала создавать новые идеи, писать интересные рассказы
• Стала писать без орфографических ошибок
• Эта работа принесла радость в мою жизнь
• Портфолио можно использовать как шпаргалку

Наши "минусы":
• Много и долго пришлось искать информацию
• Мало времени на русский язык
• У меня не получился этюд о красоте, но получился рассказ о коктейле, и я знаю двадцать пословиц., я сделал словарь комп. Слов.
• Лексика и фразеология довольно сложная тема.
• Не к каждой работе относилась серьёзно.
• Длинное

Вот так ненавязчиво мы изучали прежде всего себя: планировали собственную деятельность, систематизировали учебный материал, видели перспективы собственного роста. Конечно же , самым ценным оказалось осознание собственных способностей, убеждение в том, что я что-то могу.

Хочу поблагодарить 6Б класс за их терпение, труд, за их стремление к саморазвитию.

Комментариев нет: