...МЫСЛИ - КРЫЛЬЯ ДУШИ . П.Буаст.

понедельник, 31 марта 2008 г.

среда, 26 марта 2008 г.

События марта






ПОЕЗДКА В ЛИТВУ

На весенних каникулах группа учителей из Таллиннского Линнамяэского Русского Лицея побывала в Литве. Экскурсия началась в понедельник утром. За разговорами мы и не заметили, как наш автобус, не сбавляя скорости, буквально проскочил границу с соседней Латвией, от которой осталось лишь пока пустующее здание таможни. Ведь границы-то уже как таковой нет!

ФОТО

Дальше путь наш лежал через Латвию с обязательным посещением ЛИДО. «Вкусности» этого знаменитого ресторана известны далеко за пределами Латвии. Именно там, на окраине Риги, располагается сказочная таверна с собственным живым уголком, катком, который, как нам сказали, открыт круглый год. Необычные фонтанчики, разнообразные клумбарии, деревянные избушки – это ЛИДО. Оригинальные камины, деревянные лавки, резные стулья в интерьере ресторана- и это тоже ЛИДО. Обед, конечно же, оправдал ожидания всех.

Затем мы направились к популярной Крестовой горе (уже на территории Литвы, границу с которой проскочили опять же незаметно), известной таким обилием крестов, что кажется, будто тут побывал весь мир. Здесь же стоит крест, поставленный Марией Мироновой в память о своём именитом сыне - Андрее Миронове, замечательном русском актёре.

Вильнюс – следующая наша остановка. Очень бережно литовцы относятся к своим святыням. Мы услышали от нашего потрясающего экскурсовода, что Литва – последняя из стран Европы – перестала быть языческой только в пятнадцатом веке. Христианство победило и здесь. Но большинство литовцев - католики (около 70%). Тут же в Вильнюсе, в Старом городе, находится знаменитая "Матка Боска"- святыня католицизма – икона Богоматери. Сюда людской поток не иссякает никогда. Удивило нас то, что доступ к иконе открыт для желающих с шести часов утра.

Интересны Кафедральный собор, костёл святых Петра и Павла, ажурный костел святой Анны, и православная церковь святителя Николая. Есть в Вильнюсе и синагога.

Столица Литвы расположена на трёх холмах, и чем-то местность напоминает таллиннское Нымме. На одном из холмов, где находится памятная гора Трёх Крестов, побывали и мы. Нас не испугала даже крутая лестница, уходившая далеко ввысь. Смелые, а ими оказались многие, осилили этот вильнюсский "эскалатор". Вид, открывшийся нам со смотровой площадки, потрясает. Вдали мы увидели жилые районы, напоминающие наше Ласнамяэ. И много-много деревьев, заметных даже весной. Видимо, летом город утопает в зелени. Не зря японцы, как рассказала экскурсовод, завидуют вильнюсцам, поскольку те живут будто в лесу.

Тракай - ещё одно открытие, ожидавшее нас в Литве. Старинный средневековый замок встретил гостей из Эстонии пронизывающим ветром и ... белоснежным лебедем. Удивительно красивая птица, словно сказочный фрегат, плыла по небольшому каналу, соединяющему остров (а точнее их два, на котором построен Тракайский замок) и материк, где в уютном кафе нас ожидали цеппелины - самое известное блюдо литовской кухни.

В общем, поедка в Литву понравилась всем. Хотя впечатления и воспоминания у каждого свои, вновь приехать сюда хотелось многим. Большое спасибо организаторам за интересную экскурсию.

воскресенье, 9 марта 2008 г.

Конкурс "Надежда". Команда "Знатоки". Задание 6.

Метод Эдварда де Боно "Шесть медалей оценки" в повести А.С.Пушкина " Метель".
Цели урока:
• Ввести учащихся в мир прозаических произведений А.С.Пушкина;
• Познакомить учащихся с особенностями композиции повести "Метель"
• Обнаружить связь видов искусств, объединённых одной темой.
• Познакомить учащихся в методикой Эдварда де Боно «Шесть медалей»
Задачи урока:
• Способствовать формированию эстетического отношения к действительности,
формированию у учащихся целостной картины мира.
• Развитие эмоциональной сферы учащихся
• Развитие устной и письменной речи, развитие умения работать с текстом
• Формировать умение выражать и отстаивать своё мнени, развивать наблюдательность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Содержание урока.

Немного о методике «шесть медалей оценки» Эдварда де Боно.
Медали служат наградой в признании особых заслуг. На Олимпийских играх победителям вручают золотые , серебряные, бронзовые медали. Во многих странах специальными медалями награждают за самоотверженный труд. Медаль не является материальным поощрением, таким как прибавка к зарплате или денежная премия. Медаль – это признание заслуг в чистом виде. «Шесть медалей Эдварда де Боно» - методика, позволяющая оценить собственный труд,
вложенный в изучение той или иной темы или какого- либо литературного произведения. Медаль – это, как и шляпы, некий символ определённого режима восприятия. Символ в данном случае используется как средство упорядочения нашего мышления.
Применяя данную методику, ребята учатся работать с текстом, что способствует развитию письменной и устной речи, расширяют свой кругозор по данной теме, пытаются проникнуть в мир чувств героев, исследуют психологию героев.
Средства обучения:
www.blooger.com

Вариативные задания учащимся:
Золотая медаль имеет дело с ценными аспектами, в которых центральное место имеет человек, то есть с факторами, играющими важную роль в межчеловеческих отношениях.
Золото - это материал высочайшей пробы, и аспекты, связанные с личностью, в конечном счёте являются самыми важными.
Задание.
1. Дать цитатную характеристику героям повести Пушкина «Метель»: Марье Гавриловне, Владимиру, Бурмину .
2. Выявить,что является основным качеством в характере героев, а что - второстепенным.
3. Описать характер каждого героя прилагательными.
4. Сформулировать по 3 вопроса,начинающихся со слова "почему" к каждому из героев.
5. Определить роль метели в судьбе каждого героя.
Серебряная медаль относится к ценным организационным аспектам. Дополняет, конкретизирует золото. Цели и назначение. Человек и общество.

Задание. Работа над лексикой повести.

1. Найти информацию об историческом событии,
о котором упоминается в повести.
• Произведения, связанные с этим событием
2. Военная тема в повести
• Военные звания (прапорщик…..)
• Военные награды (орден св. Георгия…)
• Военный быт (карточные игры…..
3. Предметы быта (одежда, средства передвижения, вера)

Стальная медаль знаменует собой ценные аспекты, имеющие отношение к качеству. Стали надлежит быть прочной. Ценности в жизни.

Задание.
• Выяснить толкование слова «эпиграф»
• Найти произведение, отрывок из которого служит эпиграфом к повести «Метель»
• Найти приметы русского национального стиля в эпиграфе. Как они соотносятся с чертами русского женского характера?
• Объясните роль метели в жизни героев.
• Выясните, почему Пушкин назвал так своё произведение и что хотел сказать названием.
• Сформулируйте основную мысль, заключённую в эпиграфе.


Деревянная медаль олицетворяет экологические аспекты в самом широком смысле. Дерево – это естественный матерал, напоминающий нам о природе. Оно имеет сложную структуру, напоминая нам о том, что и окружающая среда представляет сложную систему.
Задание.
1. Вспомните, что изучали на уроках географии, и расскажите, как образуется метель(ветер, буря) в природе.
Опорная лексика:
• два фронта
• область с разными давлениями
• столкновение- взаимодействие двух фронтов

2. Нарисовать метель или любой зимний пейзаж. Назвать работу. Обосновать название.



Стеклянная медаль. Стекло – это один из самых простых материалов, производимых из песка. Однако из него можно создать множество прекрасных вещей.

Задание . Зимняя тема (метель, снег, зима) в разных видах искусства.
1. Наполнить содержанием каждую подтему: найти произведения, созданные писателями, поэтами, музыкантами, художниками и связанные с зимой.

• Зимняя тема в литературе.
o Проза - А.С.Пушкин "Метель" …….
o Поэзия – А.С.Пушкин "Бесы" Б. Пастернак «Мело, мело по всей земле…», А.Блок «Двенадцать».
• Зимняя тема в музыке.
o Свиридов Г.В. "Зимняя дорога", "Тройка", «Романс».
o Римский-Корсаков "Снегурочка"
• Зимняя тема в живописи
o 15 век. Ян Ван Эйки "Рождество"
o 19 век. Питер Брейгель младший "Охотники на снегу"
o 20 век. Пейзажи, натюрморты Грабаря, Юона.
o 21век "Рождество", Ангелы.
• Опишите любую картину по схеме( работа в группах) :
• век
• сюжет
• техника

2. Придумать синквейны, стихи в стиле хайку, танка, буриме о зиме к картинам





Медная медаль относится к аспектам восприятия.
• Как это будет выглядеть?
• Как на это посмотрят?
• Как иначе можно на это посмотреть?
Восприятие реально, даже если и не является реальностью. Начищенная медь выглядит как золото.
Задание .
1. Обратимся к образу главной героине – Марье Гавриловне. Вспомним ночь накануне побега и сам день венчания. Что произошло тогда?
Включим музыку: Г.В.Свиридов «Зимняя дорога». Закроем глаза. Перенесёмся мысленно в дом, где живёт героиня со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нём или прохладно? Походим по первому этажу. Что мы там видим? Какие окна, мебель? А теперь поднимаемся по лестнице на второй этаж, пройдём в комнату Марьи Гавриловны. Вот она у окна «стройная, бледная, семнадцатилетняя». Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не находит себе места: сегодня она покинет родной дом, убежит отсюда, покинет родителей. Она не может рассказать им о своих замыслах и поэтому садится писать им письмо……
Попробуйте написать письмо, которое Марья Гавриловна написала своим родителям перед побегом.
Музыка продолжает звучать. «Романс» Свиридова.
2. Ответьте на вопросы:
• Как можно охарактеризовать состояние героини?
• Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны?
• Какие «два фронта» столкнулись в её душе?
3. Сцена венчания в церкви.
Обнаружьте связь между героями и понятиями. Запишите свои выводы 2-3 предложениями.
• Марья Гавриловна – сон - герои, присутствующие на венчании,- метель - Бурмин
• Владимир – сосед - Марья Гавриловна – священник
Придумать три вопроса, которые начинаются со слова «почему».

4. Как бы я окончил повесть?
Обратимся к финалу повести. Метель улеглась, и Марья Гавриловна, и Бурмин встретились. Всё уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждёт счастье… А может быть всё не так? Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба неизвестна. А что же случилось после объяснения?
Побудьте немного авторами и допишем повесть до конца.

Итог урока «Пьедестал»
• Распределите медали по степени важности для себя, для писателя. Обоснуйте свой выбор.
• Вручение медалей лучшей команде, лучшему «игроку»

четверг, 6 марта 2008 г.

Вируальная журналистика и известный русский баснописец.

Увлечься творчеством писателя возможно, если проявить самостоятельность в поиске интересной информации, которую затем обработать и выпустить СОБСТВЕННУЮ ГАЗЕТУ о творчестве классика.
И пусть строчки"по улицам слона водили" хорошо знакомы, обязательно "почемучки" найдут то, что ещё не открыто и не изведано в творчестве самого знаменитого русского баснописца - дедушки Крылова.
Вот так увлечённо, пробуя себя то в роли журналиста, то в роли редактора, то в роли художника шла работа у четвероклассников на уроках( их было 2) по изучению "басенного" творчества Ивана Андреевича Крылова. Составляли акронимы, создавали кластеры (темы: "Герои басен", "Самые известные басни","Лиса(...кот, волк и т.д.) - героиня басен Крылова и т.д.), записывали любимые басни, подвели итоги работы: сделали выводы. Затем спикер каждой группы ( в группе 3-4 уч.) с помощниками, конечно, защищал коллективный труд.
Вот так мы работали...